Лобные дети (из записок детского психолога)

Тема в разделе 'Здоровье малыша', создана пользователем Alexita, 28 дек 2017.

  1. Оффлайн

    Alexita

    Сообщения:
    47
    Симпатии:
    12
    Имя:
    Надя
    Дети:
    Тома 20.11.2011 и Дениска (5 лет)
    (история взята как реальный живой пример из интернета, из записок детского психолога)
    Часть 1

    Подружка из класса

    Лобные дети
    Часть-1
    Аня сильно, даже болезненно, привязана к матери. Ей 8, и она мечтает не ходить в школу.
    В детском саду у неё была хорошая воспитательница, спокойная женщина за пятьдесят, и ходить в садик Анечка не боялась. Там, где другие дети разучивали четверостишия, Аня рассказывала на утреннике одну строчку – больше не могла запомнить.

    Танцевать вместе со всеми Анечке тоже трудно. Другие дети легко запоминают последовательность движений, успевают делать нужное под музыку. Аня плохо помнит, сколько с ней не бились. Музыкальный работник в садике её за это не любит, и Аня шестым чувством знает о её неприязни.

    На кружке, с другим педагогом, Анечка повторяет движения за ней, - а без образца путается, сбивается и теряется. Маме она сказала, что хочет танцевать балет. Её отвели на просмотр в балетную студию и не взяли, нет данных.

    Аня - "лобный" ребёнок. Она плохо понимает задание, медленно соображает. Боится нового, не может решить, что делать сначала, а что потом, пропускает один, а то и несколько этапов, казалось бы, хорошо знакомого порядка действий.

    От усталости она "застревает", делает одно и то же - так появляются глупые ошибки, по два раза написанные слоги или ненужные повторы в тетради.

    Учительница говорит при всех, что Аня "опять тупит", а папа на неё орёт. Если пригрозить ей: "Будешь делать уроки с папой", она беззвучно заплачет. Слёзы будут капать на тетрадь, но она не скажет маме ни слова. Аня сильно, даже болезненно, привязана к матери.

    Ко мне-психологу мать приведёт её через пять лет...

    консультации опытного детского психолога, коррекция поведения, детские страхи, лечение СДВГ, ММД, дисграфии и дислексии:

    Центр Стимуляции Мозга,
    запись по тел 096 665 57 97
    СветикСВ нравится это.
  2. Оффлайн

    СветикСВ

    Сообщения:
    408
    Симпатии:
    189
    Адрес:
    КРЫМ
    Имя:
    Светлана
    Дети:
    ЕСТЬ
    Интересно,ждём продолжения.Спасибо!
  3. Оффлайн

    Alexita

    Сообщения:
    47
    Симпатии:
    12
    Имя:
    Надя
    Дети:
    Тома 20.11.2011 и Дениска (5 лет)
    Подружка из класса Часть-2

    Ане 13, и это её первый открытый конфликт с родителями.
    Её привели к психологу, чтобы объяснил – школьная подружка, которая пришла к Ане в гости и украла её айпад, больше не переступит порог их дома. Она защищает одноклассницу и упорствует вопреки здравому смыслу.

    Пока мама сбивчиво излагает факты (пропал Анин айпад; одноклассница после гостей нафотографировала на айпад свою собаку и всё попало в облако; позвонили маме одноклассницы, попросили поискать в вещах дочери дорогую вещь, мать всё отрицала; связались с классным руководителем, пытались обсудить ситуацию, - безрезультатно; отец пошёл на принцип и написал заявление о краже в полицию; после звонка из полиции айпад вдруг нашёлся и мама одноклассницы его вернула), Аня смотрит наискось вниз и молчит.

    Это наша первая встреча, и я прошу рассказать родителей о том, как девочка живёт, с кем играет, как относится к школе, что даётся ей легко, а что вызывает трудности.

    В классе с Аней никто не общается. В играх с другими детьми обычно не участвует – не успевает понять, как поделили роли и что надо говорить. Очень хочет участвовать, но дети её не зовут. Она учится с двойки на тройку, боится уроков и контрольных, часто плачет и жалуется, что плохо себя чувствует – тогда мама отпрашивается с работы и приезжает её забирать.

    Учителя кричат на неё и называют дурой и пустоголовой. Отец орёт "ты можешь!" и заставляет делать уроки. Медико-психолого-педагогическая комиссия обследовала Аню во втором классе и установила, что у неё уровень интеллекта в пределах нормы.

    Аня часами играет в The Sims. В компьютерном мире у неё семья, где растут три девочки и они готовят еду, играют с котом, ходят в магазин покупать одежду и смотрят телевизор. Девочки всё делают вместе и дружат.

    Я спрашиваю её, кем она хочет быть, когда вырастет?

    - Полицейским, чтобы выписывать взрослым штрафы за нарушение правил.

    - А в Sims выписывают такие штрафы?

    Похоже, у нас первая улыбка.

    - Нет! Там никто ни на кого не кричит. ..



    Детский Психолог
    Анна Стороженко, Консультации родителей по вопросам поведения и адаптации ребенка, проводит психодиагностику, составляет программу коррекции.

    096 665 57 97
  4. Оффлайн

    Иван Матько

    Сообщения:
    5
    Симпатии:
    0
    Имя:
    Иван
    Дети:
    Сын - 8 лет
    Sims класная игра
  5. Оффлайн

    Alexita

    Сообщения:
    47
    Симпатии:
    12
    Имя:
    Надя
    Дети:
    Тома 20.11.2011 и Дениска (5 лет)
    Лобные дети. Дисграфия и не только.

    Часть1
    Артёму 7, и на приём его привела мама. Она ищет союзника в изнурительной войне за прописи.
    Стилизация под древнеперсидскую клинопись маму категорически не устраивает, а круглые буквы Артёму никак не даются (забегая вперёд, и не дадутся).

    Родители мальчика отличники по жизни. У мамы два высших образования, папа топ-менеджер. Родился доношенным, здоровым ребёнком. Сначала был робок, боялся детей на площадке, потом нашёл одного друга и всё время с ним. В садике любил горки, карабкаться куда не следует, велосипед. Читать до школы не полюбил, как ни бились.

    Читают ли они ему что-нибудь вслух? Конечно! Вечером, перед сном, обязательно. У мамы развёрнутая литературная речь начитанного человека. Папа юрист, пишет документы на сотни страниц. У Артёма в речи ни одного сложного предложения.

    Никаких "но", "потому что", "из-за того, что". Простые предложения: "А это можно?", "А как он заводится?", " А куда положить?" Интересно, родители замечают скудную речь сына?

    Я задаю ему вопросы, в которых уже есть слова ответа, - вдруг ему трудно извлекать из памяти, из словарного запаса, нужные. Эффект тот же. Мама удивлённо смотрит на меня, когда я интересуюсь, как мальчик говорит дома, короткими фразами или сложными предложениями. Ей рекомендовали меня как специалиста, и она пришла узнать у психолога, что делать с почерком.

    "Делать что-то" сначала будем с родительским отрицанием проблемы.

    Я достаю разрезные картинки и прошу Артёма сложить из четырёх частей персонажа сказки.

    - Легкотня! – быстро справляется он. Шесть частей, - без проблем. Девять, - чуть подумав, тоже быстро. Сразу начинает с лиц людей. Визуально-пространственное мышление опережает норму. Попробуем шестнадцать, - чувствуется его азарт, он сначала догадывается, что это, а потом берётся собирать – от центрального смыслового фрагмента к частностям, не по алгоритму "рамка – середина". Синтетическое мышление преобладает над аналитическим.

    А мы ему - буквы, по одной, в линеечку, пока увидишь слово целиком, надоест выписывать.
    Успех с картинками Артёма окрыляет, и он не отказывается от очередного, - главного для меня, - задания. Что ж, сейчас проверим одну догадку. "Сначала я прочитаю тебе небольшой рассказ, а потом ты перескажешь маме, о чём это".

    "Это про мальчика", - резюмирует услышанное Артём в истории "Мальчик и волки".

    С помощью наводящих вопросов ему удаётся пересказать последовательность событий. Связующий элемент в речи Артёма стереотипен, это один и тот же союз "а". Переносный смысл истории от него ускользнул.


    - Какой смысловой кусок выпал в пересказе? – интересуюсь я у мамы. Та сразу же даёт ответ, - мотивация главного героя. Ключевой момент.

    продолжение следует...
  6. Оффлайн

    Alexita

    Сообщения:
    47
    Симпатии:
    12
    Имя:
    Надя
    Дети:
    Тома 20.11.2011 и Дениска (5 лет)
    Часть2
    Мамы - это люди. Люди могут ошибаться
    - Принесли? – спрашиваю я родителей Артёма. Сегодня наше первое занятие.
    Маму и папу усаживаем за стол, выдаём тетради в линейку и ручки. Артём – мой помощник сегодня. Родители пишут под медленную диктовку психолога:

    "Мамы - это люди. Люди могут ошибаться.

    Папы - это люди. Люди могут ошибаться.

    Дети - это люди. Люди могут ошибаться.

    С круглыми рукописными буквами и у одного, и у другого всё в полном порядке. Настало время достать принесённые из дома "самые тёплые зимние перчатки, какие есть", надеть их и писать так же красиво дальше:

    Психологи - это люди. Люди могут ошибаться.

    Учителя - это люди. Люди могут ошибаться".

    - Учителя не могут ошибаться! – выпаливает Артём.

    - А что они, разве не люди? Люди. Могут, как и все. И дети это люди. И дети могут ошибаться.

    Весь диктант работает на косвенное внушение, - страх ребёнка перед прописями надо снимать. Но и родители должны кое-что понять. Вернее, прочувствовать затруднения Артёма на себе.

    Папа выпендрился и принёс овчинные рукавицы. В итоге пишет, зажав ручку в кулаке, вертикально. Подвинуть лист бумаги – невыполнимая задача, страница тетради не даётся в руки в буквальном смысле слова.

    Мама сидит за столом в кожаных перчатках на меху. Ручку держит правильно, но автоматизм уже не даётся, двигательный ансамбль мышц мелкой моторики расстроен. Почерк не тот. Психологи ещё были похожи на людей, а учителя загибаются.

    После диктанта я расскажу им про неврологическую незрелость как причину дисграфии Артёма. Про время, которое нужно нервной системе, чтобы "созреть", начать "дифференцировать" нервные импульсы и, как результат, чувствовать ручку в руках иначе, без "рукавиц". Но главное уже произошло. Родители познали его бессилие. Война окончена. Они больше не враги своему ребёнку.

    - Тааак, дайте посмотреть, что получилось, - говорю я и подвигаю тетради с родительским творчеством поближе к себе.

    - Какую оценку будем ставить? Артём, ты учитель. Посмотри на этот почерк. Поставь оценку маме и папе!

    У родителей смешинка в глазах. Кажется, они начинают понимать, что занятия с психологом – это весело.

    У них "лобный" ребёнок, со всеми его достоинствами и недостатками.
    - Пять! – гордо объявляет радостный Артём. – Папе "пять" и маме "пять"!

    Папа, похоже, всё простил психологу за один этот момент.

    - Можно небольшой перерыв? – отводит глаза в сторону мама.

    - Артём, можешь обнять маму? – предлагаю я другое решение, как справиться с избытком непрошеных чувств.

    Он радостно бежит к ней, и они долго стоят, обнявшись и покачиваясь вместе.

    Сын не видит, как она плачет.

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)